{} МТЗ ТРАНСМАШ ковал Победу в тылу (Газета "Гудок", Выпуск № 75 от 30.04.2021) | АСТО

125190, г. Москва, ул. Лесная, д.28, а/я 79

postmaster@associat.nichost.ru +7 (499)973-94-45
Календарь событий стать членом асто

Ассоциация производителей и потребителей тормозного оборудования для подвижного состава железнодорожного транспорта

Коллектив АО МТЗ ТРАНСМАШ гордится тем, что в годы Великой Отечественной войны завод, став оборонным, ни на день не прекращал работу, хотя 250 его сотрудников ушли на фронт. И на передовой, и в тылу заводчане делали всё и даже больше, чем это возможно, для разгрома врага.

Цезарь Львович Куников

В тот день 22 июня 1941 года труженики завода собрались у приёмников, чтобы послушать правительственное сообщение о нападении фашистской Германии на Советский Союз.

Уже на четвёртый день войны, когда с фронта шли одни безрадостные сводки, в главной газете страны «Правде» было опубликовано письмо женщин – работниц Московского тормозного завода, которые поклялись полностью заменить ушедших на войну мужчин.
«Вы идёте на фронт, мы остаёмся в тылу. Но нет у нас фронта и тыла. Все свои силы, всю свою энергию мы приложим к тому, чтобы заменить вас на производстве, обеспечить вас всем необходимым. Понадобится – будем работать день и ночь, нужно будет – поможем вам с оружием в руках. Не беспокойтесь о нас, не волнуйтесь – мы полны сознанием своего долга перед Отечеством, понимаем всю сложность и ответственность обстановки. Наши работницы – фрезеровщица Шматова, сверловщица Алешина, контролёр Фролова и многие другие, проводив своих мужей на фронт, работают сейчас с удвоенной энергией, выполняют план на 180–200%», – говорилось в обращении женщин.

      Тенгиз Евгеньевич Шавгулидзе

В армию и в народное ополчение сразу ушли рабочие Казанцев, Кобзун, Попов, Капранов, Александров, редактор многотиражки Френкель, главный конструктор Жилин и многие другие сотрудники.

На производстве ушедших рабочих заменили женщины и подростки, которым было по 14–15 лет и на обучение которых не было времени. Они подчас не могли даже дотянуться до рукояток управления станков и подставляли себе под ноги ящики. В октябре-ноябре 1941 года после работы многие из них ещё уходили строить оборонительные укрепления вокруг Москвы, дежурили по ночам на крышах домов, чтобы вовремя затушить немецкие зажигательные бомбы.

      Константин Дмитриевич Денисов

А в это время нужно было менять профиль работы, перестраиваться, так как нужно было выпускать новую продукцию – снаряды, мины, механизмы для зениток. Надо было приспособить станки к новому производству. Это сложно сделать и в мирных условиях, а здесь была война, нехватка людей и материалов. И тут завод снова подтвердил своё название завода-изобретателя, которое заработал ещё в начале 20-х годов: дирекция и партийная организация объявили сбор изобретений и рационализаторских предложений. Сотни людей задумались над поставленной задачей. Буквально в два-три дня несколько сот станков и машин были переоборудованы для изготовления военной продукции.

Отличился, например, тогда ещё молодой мастер Пеккер. Он внёс предложение по электросварке стабилизатора одного изделия. Здесь требовалась точечная сварка, и деталь приходилось какое-то минимальное количество времени держать под током. Конечно, для специалистов высокой квалификации это не составляло большого труда, но кругом были одни малоопытные новички. Они давали передержку, то недодержку. В результате – много брака. Пеккер придумал специальное реле времени. Оно автоматически включало и выключало ток точно в нужное время. И количество брака резко уменьшилось. Можно было ставить на электросварку и неквалифицированных рабочих.

     Работницы завода во время войны

Семь долгих месяцев бились над технологией изготовления одной детали для фронта Илья Борисович Задзишек и Константин Трифонович Щекотихин. На неё уходило очень много электроэнергии и времени при подготовке форм для литья. Илья Борисович и Константин Трифонович добились, что отливка стала простой и дешёвой. Её изготавливали в простых металлических формах, и фронт начал получать больше продукции, чем прежде.

Так как в стране было мало олова, рабочий литейного цеха Иван Михайлович Яковлев за несколько месяцев экспериментов изобрёл оригинальный сплав для тормозов. Евдокия Андреевна Тимошкина, маленькая худенькая девушка, придумала особую геометрию резца для станков с увеличенным количеством оборотов и стала вытачивать в три раза больше заготовок за смену, чем раньше.

Таких, как Пеккер, Задзишек, Щекотихин, Яковлев, Тимошкина, было на заводе много. Каждый рабочий, каждый инженер, техник, конструктор искал и находил способы экономии сырья, электроэнергии, пути улучшения и ускорения выпуска продукции. Это дало право тормозникам стать застрельщиками социалистического соревнования рационализаторов и изобретателей предприятий Народного комиссариата среднего машиностроения. Если в 1942-м здесь реализовали изобретений, которые сэкономили нашему хозяйству 150 тыс. руб., то лишь за первые месяцы 1943-го эта сумма составила уже 750 тыс. руб.

За годы войны завод производил продукцию для нужд фронта и тыла: корпус мины со стабилизатором (калибр 80 мм), корпус мины со стабилизатором (калибр 30 мм), корпус ручной гранаты (лимонка), зенитные установки со спаренными пулемётами для автомобилей «ГАЗ», корпус для снарядов РОФС («катюша»), палец трака для танковых гусениц, отбойные пневматические молотки, тормозное оборудование.

Кроме новой продукции – снарядов и мин, завод выпускал и свою прежнюю – тормоза, к которым теперь предъявлялись повышенные требования. Поезда шли с огромным весом и невиданной прежде длины. Были и санитарные, которым требовалась особая мягкость при торможении. Уже в 1942 году была поставлена жёсткая задача – тормозного оборудования выпускать не меньше, чем до войны. На заводе разработали трёхрежимный тормоз, способный безотказно работать в коротких, длинных и пассажирских поездах, а также в смешанных товаро-пассажирских. Он обеспечивал быструю и плавную остановку состава любой длины. Конструкторы разработали оригинальный регулятор, который увеличивал срок службы паровоздушных насосов и экономил много топлива, воздухомер для контрольных пунктов, проверявший плотность тормозной сети, и величину утечек сжатого воздуха.

Когда позднее работа группы трудящихся Московского тормозного завода была отмечена правительственными наградами, то они получили их не только за досрочное выполнение планов изготовления боеприпасов, но и за безупречное осуществление других важных заданий, где потребовалось проявить изобретательность и нестандартное мышление, недюжинное упорство. Орденов и медалей удостоились многие рабочие и специалисты. За разработку новой технологии отливки мин и кокиля Илья Борисович Задзишек и Константин Трифонович Щекотихин получили звание лауреатов Государственной премии. Конструктора Вячеслава Адольфовича Гринио премировало Министерство обороны – он внёс ценное предложение по усовершенствованию одного из узлов зенитной установки.

В Книгу памяти «Солдаты Победы» навечно занесены работники завода Герои Советского Союза командир десантников на Малой земле майор Цезарь Львович Куников и генерал-майор авиации Константин Дмитриевич Денисов, партизан, заслуженный изобретатель РСФСР Тенгиз Евгеньевич Шавгулидзе, токарь, краснофлотец Александр Николаевич Черняев…

Коллектив завода всегда будет помнить тех своих товарищей, кто воевал на фронте и беззаветно трудился в тылу, отдавая все силы для приближения Победы. Их имена увековечены в Музее АО МТЗ ТРАНСМАШ, а нынешним поколением собраны воспоминания о тех трудных годах.

 

Пётр Каменев

Газета «Гудок», Выпуск № 75 от 30.04.2021

 

 

Обсуждение закрыто.

форма обратной связи





[recaptcha]11

Вс
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Декабрь
Декабрь
Декабрь
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Февраль