{} История начинается с победы (Выпуск № 49 от 25.03.2021, газета "Гудок") | АСТО

125190, г. Москва, ул. Лесная, д.28, а/я 79

postmaster@associat.nichost.ru +7 (499)973-94-45
Календарь событий стать членом асто

Ассоциация производителей и потребителей тормозного оборудования для подвижного состава железнодорожного транспорта

В 2021 году свой столетний юбилей отмечает старейший в России завод, производящий тормозные системы для железнодорожного подвижного состава и метрополитена АО МТЗ ТРАНСМАШ. Сто лет назад советское предприятие в конкурентной борьбе сумело выиграть у всемирно известной американской компании «Вестингауз», производившей в то время лучшие и надёжные железнодорожные тормоза в мире. «Гудок» начинает цикл публикаций, посвящённых истории деятельности этого знаменитого завода, без которого невозможно представить развитие железнодорожного транспорта в стране.
 

Главный корпус нынешнего МТЗ ТРАНСМАШ на Лесной, 28, близ Тверской Заставы, ещё на 20 лет старше предприятия. Летом 1901 года здесь открылся один из казённых винных складов, затем там располагался Военно-артиллерийский завод и Всеобщая электрическая компания (ВЭК) «Унион».

 

Во время Гражданской войны предприятие перебивалось разовыми заказами. Это позволило сохранить оборудование, а самое главное – костяк кадров, что во время послевоенной разрухи было редкостью. На предприятие уже более пристальное внимание обратил Народный комиссариат путей сообщения (НКПС), которому требовалось всё больше запчастей для железнодорожной сигнализации и для тормозов системы «Вестингауз». Когда после Гражданской войны в стране началось массовое строительство паровозов и потребовалось наладить производство тормозов, компания «Вестингауз» предложила сделать это для молодой Советской республики. Естественно, не даром, а за 2 млн руб. золотом. Некоторые руководители железнодорожного комиссариата и Главметалла ВСНХ склонялись к тому, чтобы принять это предложение, потому что тормоза были нужны, а гарантий, что их удастся сделать в России самостоятельно, не было никаких. Коллектив доказал ВСНХ, что предприятие способно выполнить эту задачу. Завод создал специальное техническое бюро, разработал документацию, изготовил необходимое оборудование, опытную партию тормозов и главное – представил конкретные расчёты. По ним выходило, что ему хватит и полутора миллионов золотых рублей.

 

На заседании Президиума Высшего совета народного хозяйства 10 октября 1921 года завод передают в ведение Главметалла с тем, чтобы последний «установил твёрдую производственную программу на ближайшие три года». А 17 ноября на заседании Межведомственной сметной комиссии при Главметалле ВСНХ определила для завода смету в 450 млн советских рублей. В протоколе также было и задание разработать производственную программу для увеличения производства тормозов «Вестингауз». В результате весь заказ НКПС передали советскому предприятию.

 

Эта дата – 17 ноября 1921 года – считается днём рождения Московского тормозного завода. Именно МТЗ остался и прочно вошёл в историю СССР, а потом и России.

 

Уже через год там закончили подготовку к массовому производству, а затем и выпустили всю требуемую партию раньше срока, сэкономив для государства 1,5 млн руб. золотом. По этому поводу газета «Правда» язвительно писала, что это первый случай конкуренции советского завода с капиталистическим несмотря на то, что у последнего были все преимущества: четверть века монополии, готовые чертежи, инструмент, опытный персонал и масса уже готовых деталей, сделанных из бесплатного советского сырья и топлива.
«Нехитро было «Вестингаузу» выполнить досрочно заказ, имея готовые части, изготовленные за эти годы из нашего металла, – иронизировала газета. – Но и советский завод, не имея запасных частей, на ходу заготавливая чертежи и модели, приспособляя оборудование, выполнил заказ до срока…»

 

И это была лишь первая победа, которая положила начало остальным. Уже через несколько лет прогремят имена Флорентия Казанцева и Ивана Матросова, которые создали на МТЗ более совершенную конструкцию тормозов и предопределили развитие тормозных систем для железнодорожной колеи 1520 на десятилетия вперёд.

 

Пётр Каменев
 
 

Обсуждение закрыто.

форма обратной связи





[recaptcha]11

Вс
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Сентябрь
Сентябрь
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Ноябрь
Ноябрь